New photos - SvetLana Myagchenkova

Монастырь в абхазском селе Отхара вырублен прямо в скале, а не построен на земле. Вход в обитель расположен в полусотне метров от поверхности. Поэтому для экскурсии потребуется специальное снаряжение и определенные навыки. Изначально это место служило защитой от кровожадных пиратов – отсюда и такая труднодоступность. Но потом монастырь заняли под свои нужды монахи, занятые разведением форели. Сейчас это уникальное сооружение относится к числу наиболее посещаемых достопримечательностей в стране.<br/>
Монастырь настолько гармонично вписывается в окружающий пейзаж, что существовало даже мнение, будто это работа природы, а не дело рук человеческих. Все окончательно встало на свои места лишь в 1958 году, после тщательного исследования этих мест. Были обнаружены, в частности, бойницы явно искусственного происхождения. Из них можно было отстреливаться от пиратов, идущих по тропе.<br/>
В нижние отделы монастыря удалось проникнуть только в 19-ом веке, когда по приказу князя Михаила Шервашидзе для этой цели соорудили мост. Позднее в стенах обители была найдена утварь, которая явно была изготовлена еще в средние века. Не факт, что любой посетитель сможет проникнуть в самое сердце монастыря, но прогулка по лесу и осмотр форелевого хозяйства доступен абсолютно всем.<br/>
Монастырь в абхазском селе Отхара вырублен прямо в скале, а не построен на земле. Вход в обитель расположен в полусотне метров от поверхности. Поэтому для экскурсии потребуется специальное снаряжение и определенные навыки. Изначально это место служило защитой от кровожадных пиратов – отсюда и такая труднодоступность. Но потом монастырь заняли под свои нужды монахи, занятые разведением форели. Сейчас это уникальное сооружение относится к числу наиболее посещаемых достопримечательностей в стране.<br/> Монастырь настолько гармонично вписывается в окружающий пейзаж, что существовало даже мнение, будто это работа природы, а не дело рук человеческих. Все окончательно встало на свои места лишь в 1958 году, после тщательного исследования этих мест. Были обнаружены, в частности, бойницы явно искусственного происхождения. Из них можно было отстреливаться от пиратов, идущих по тропе.<br/> В нижние отделы монастыря удалось проникнуть только в 19-ом веке, когда по приказу князя Михаила Шервашидзе для этой цели соорудили мост. Позднее в стенах обители была найдена утварь, которая явно была изготовлена еще в средние века. Не факт, что любой посетитель сможет проникнуть в самое сердце монастыря, но прогулка по лесу и осмотр форелевого хозяйства доступен абсолютно всем.<br/>
Этот храм не вписывается в систему Византийской, Римской архитектуры, потому что здесь нет выступающей апсиды. В Амбарском храме пропорции таковы, что отношение ширины нефа к длине не дотягивает до полутора, что и говорит о том, что этот храм не самый ранний, и не самый поздний. Этот храм снаружи трехнефный, но внутри нефы разделены сплошной стеной, это говорит, о том, что на каком-то этапе внутреннее пространство использовали под разнообразные формы литургии. Многие исследователи считают, что этот храм позднего периода, вариация датировки от X до XII века. Вполне возможно, что в XIII веке храм перетерпел изменения, реконструкции, потому что на южной стороне храма сделан главный вход для царского захода. Там также есть остатки не церковной ограды, а церковной крепости.<br/>
Робинзон Крузо в Амбаре<br/>
На территории Амбарской крепости в 1972 году Одесская киностудия по мотивам романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» снимала эпизоды кинофильма «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Снимал фильм известный режиссер Станислав Говорухин. Это событие местным жителям, которые входили в массовку, запомнилось на долгие годы. В советские времена в окрестностях храма располагались летние студенческие лагеря, кемпинги и базы отдыха. В его окрестностях была расположена госдача генсека ЦК КПСС, которую в народе называют «Горбачевской». Сейчас Амбара — курортное место, привлекающее гостей необычным для Абхазии рельефом побережья и чистейшей морской водой.<br/>
Этот храм не вписывается в систему Византийской, Римской архитектуры, потому что здесь нет выступающей апсиды. В Амбарском храме пропорции таковы, что отношение ширины нефа к длине не дотягивает до полутора, что и говорит о том, что этот храм не самый ранний, и не самый поздний. Этот храм снаружи трехнефный, но внутри нефы разделены сплошной стеной, это говорит, о том, что на каком-то этапе внутреннее пространство использовали под разнообразные формы литургии. Многие исследователи считают, что этот храм позднего периода, вариация датировки от X до XII века. Вполне возможно, что в XIII веке храм перетерпел изменения, реконструкции, потому что на южной стороне храма сделан главный вход для царского захода. Там также есть остатки не церковной ограды, а церковной крепости.<br/> Робинзон Крузо в Амбаре<br/> На территории Амбарской крепости в 1972 году Одесская киностудия по мотивам романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» снимала эпизоды кинофильма «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Снимал фильм известный режиссер Станислав Говорухин. Это событие местным жителям, которые входили в массовку, запомнилось на долгие годы. В советские времена в окрестностях храма располагались летние студенческие лагеря, кемпинги и базы отдыха. В его окрестностях была расположена госдача генсека ЦК КПСС, которую в народе называют «Горбачевской». Сейчас Амбара — курортное место, привлекающее гостей необычным для Абхазии рельефом побережья и чистейшей морской водой.<br/>
Мюссерский храм. Амбара.<br/>
Мюссерский средневековый храм расположен в устье небольшой речки Амбара, почти у берега моря, далеко от цивилизации. Местность вокруг храма на одноименном мысе так же называется Амбара. Огромный храм, напоминающий по типу строения базилику, сложен из каменных блоков и облицован тесаным камнем. Исследователи относят его строительство к X-XII векам. Древний храм, заросший густым кустарником, привлекает своей монументальностью и величием.<br/>
<br/>
Храм полуразрушен, его стены оплетены плющом. Долгие годы полуразрушенный храм был скрыт от посторонних глаз густыми зарослями. Он не просматривался даже со стороны моря. Позже Мюссера, как рассказывают, стала прибежищем пиратов и контрабандистов. До наших дней хорошо сохранился лишь фасад храма и каменные своды в алтаре большого зала и в боковых приделах. Свет проникал в храм через двенадцать арочных окон, а в восточной части царил полумрак. Кроме главного зала, в храме было еще несколько помещений (дьяконник, жертвенник) и верхний ярус, куда вела каменная лестница, сегодня почти полностью разрушенная.<br/>
Огромный храм, напоминающий по типу строения базилику, сложен из каменных блоков и облицован тесаным камнем. Фасад храма и каменные своды в алтаре большого зала и боковых приделах сохранились лучше, а пол объят травой. О судьбе храма в позднесредневековый период имеются лишь отрывочные сведения. Первые подробные описания храма появились лишь в конце XIX века. Специалисты относят его к жемчужинам абхазской церковной архитектуры и считают, что храм в своем роде уникален: в Абхазии достаточно много базиликальных сооружений, к которым этот храм относится. Базиликальные классические храмы построены в Пицундском городище, особенно Пицундский третий храм, он настолько классический, что может быть образцом для многих трехнефныхбазиликальных сооружений, потому что в Риме, Византии строили исключительно в этом стиле. Но ни в одном храме Абхазии и в Закавказье нет базиликального сооружения, у которого на одном из фасадов, в данном случае в храме Амбара, с южной стороны имеется трехарочный пролет, оформленный в своеобразный козырек — фронтон«, кроме того, храм еще уникален тем, что все базиликальные храмы имеют вытянутую форму, а в этом храме центральный неф короткий, считает абхазский искусствовед Сурам Сакания.<br/>
В центральном нефе, как и положено в базиликальных храмах, лучше всего освещается со стороны востока алтарная часть, и с боковых сторон оконные проемы, а этот храм сильно освещен шестью парами окон.<br/>
Мюссерский храм. Амбара.<br/> Мюссерский средневековый храм расположен в устье небольшой речки Амбара, почти у берега моря, далеко от цивилизации. Местность вокруг храма на одноименном мысе так же называется Амбара. Огромный храм, напоминающий по типу строения базилику, сложен из каменных блоков и облицован тесаным камнем. Исследователи относят его строительство к X-XII векам. Древний храм, заросший густым кустарником, привлекает своей монументальностью и величием.<br/> <br/> Храм полуразрушен, его стены оплетены плющом. Долгие годы полуразрушенный храм был скрыт от посторонних глаз густыми зарослями. Он не просматривался даже со стороны моря. Позже Мюссера, как рассказывают, стала прибежищем пиратов и контрабандистов. До наших дней хорошо сохранился лишь фасад храма и каменные своды в алтаре большого зала и в боковых приделах. Свет проникал в храм через двенадцать арочных окон, а в восточной части царил полумрак. Кроме главного зала, в храме было еще несколько помещений (дьяконник, жертвенник) и верхний ярус, куда вела каменная лестница, сегодня почти полностью разрушенная.<br/> Огромный храм, напоминающий по типу строения базилику, сложен из каменных блоков и облицован тесаным камнем. Фасад храма и каменные своды в алтаре большого зала и боковых приделах сохранились лучше, а пол объят травой. О судьбе храма в позднесредневековый период имеются лишь отрывочные сведения. Первые подробные описания храма появились лишь в конце XIX века. Специалисты относят его к жемчужинам абхазской церковной архитектуры и считают, что храм в своем роде уникален: в Абхазии достаточно много базиликальных сооружений, к которым этот храм относится. Базиликальные классические храмы построены в Пицундском городище, особенно Пицундский третий храм, он настолько классический, что может быть образцом для многих трехнефныхбазиликальных сооружений, потому что в Риме, Византии строили исключительно в этом стиле. Но ни в одном храме Абхазии и в Закавказье нет базиликального сооружения, у которого на одном из фасадов, в данном случае в храме Амбара, с южной стороны имеется трехарочный пролет, оформленный в своеобразный козырек — фронтон«, кроме того, храм еще уникален тем, что все базиликальные храмы имеют вытянутую форму, а в этом храме центральный неф короткий, считает абхазский искусствовед Сурам Сакания.<br/> В центральном нефе, как и положено в базиликальных храмах, лучше всего освещается со стороны востока алтарная часть, и с боковых сторон оконные проемы, а этот храм сильно освещен шестью парами окон.<br/>
Бзыбский храм (базилика) и крепость были построены примерно в IX-X веках нашей эры (эпоха Абхазского царства), точные даты постройки неизвестны. Это охраняемый памятник культуры, один из немногих сохранившихся в Абхазии. Крепость была построена для защиты дороги на Северо-Западный Кавказ, и принадлежала могущественному феодальному клану.<br/>
Это место будет очень интересно любителям всяческих руин и древностей. От крепости остались лишь остатки стен и ворот с восточной стороны, зато храмовая постройка неплохо сохранилась: узнаются очертания здания, и даже сохранились окна. Также можно увидеть следы семейного дворца.<br/>
<br/>
К сожалению, в 1914 – 1916 годах при постройке железной дороги часть памятника была разрушена и после этого не восстановлена. Крепостные стены тогда разобрали, чтобы использовать их камень для постройки опор железнодорожного моста. Эти опоры вы увидите на площадке перед руинами и одну недостроенную на другой стороне реки. Кстати, сам мост в результате так и не построили.<br/>
Посетить это место стоит, тем более что оно находится по пути на озеро Рица. Можно побродить и просто посмотреть руины, а если повезет, местный смотритель проведет для вас интересную экскурсию об истории достопримечательности. Также с вершины холма, на котором находится храм. Открывается красивый вид на ущелье и реку.<br/>
Бзыбский храм (базилика) и крепость были построены примерно в IX-X веках нашей эры (эпоха Абхазского царства), точные даты постройки неизвестны. Это охраняемый памятник культуры, один из немногих сохранившихся в Абхазии. Крепость была построена для защиты дороги на Северо-Западный Кавказ, и принадлежала могущественному феодальному клану.<br/> Это место будет очень интересно любителям всяческих руин и древностей. От крепости остались лишь остатки стен и ворот с восточной стороны, зато храмовая постройка неплохо сохранилась: узнаются очертания здания, и даже сохранились окна. Также можно увидеть следы семейного дворца.<br/> <br/> К сожалению, в 1914 – 1916 годах при постройке железной дороги часть памятника была разрушена и после этого не восстановлена. Крепостные стены тогда разобрали, чтобы использовать их камень для постройки опор железнодорожного моста. Эти опоры вы увидите на площадке перед руинами и одну недостроенную на другой стороне реки. Кстати, сам мост в результате так и не построили.<br/> Посетить это место стоит, тем более что оно находится по пути на озеро Рица. Можно побродить и просто посмотреть руины, а если повезет, местный смотритель проведет для вас интересную экскурсию об истории достопримечательности. Также с вершины холма, на котором находится храм. Открывается красивый вид на ущелье и реку.<br/>
В центре Пицунды на территории Государственного историко-архитектурного заповедника «Великий Питиунт» находится уникальных храм — Патриарший собор в честь Апостола Андрея Первозванного, построенный в начале X века. Храм является главным объектом монастырского комплекса, и на протяжении десяти веков он был и остается национальной гордостью, материальной и духовной культурой народов Абхазии.<br/>
Храм имеет вид удлиненного прямоугольника с выступающими полукруглыми апсидами. Высота собора вместе с куполом 29 метров, длина 39 метров, ширина 25 метров, а толщина стен до 1,5 метров.<br/>
Пицундский храм построен из кирпича и камня, выложенных в определенном порядке. Стены построены исключительно из камня, затем кладка становится смешанной: каменные ряды чередуются с прослойками из кирпича. И чем выше, тем ряды из камня становятся тоньше, а кирпичная кладка толще. Верхняя часть стен, барабан, купол, внутренние опоры выложены целиком из кирпича. С внешней стороны между окнами из толстого кирпича выложены кресты. Стены храма внутри покрыты штукатуркой, которую в древние времена украшали фрески. Сегодня многое не сохранилось.<br/>
Внутри Пицундского храма находится усыпальница, в которой расположены две гробницы, устроенные апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту. Об этом свидетельствуют фрески с изображениями апостолов внутри усыпальницы.<br/>
Особую ценность представляет фресковая живопись Пицундского собора. К сожалению, сохранилась лишь небольшая часть росписи. В XIX веке храму был нанесен непоправимый урон неграмотными реставрациями. Так, в 1845 году в результате реставрации памятника по итальянскому образцу, как решил архитектор Норов, были выбелены ценнейшие фрески. Во времена русско-турецкой войны 1877-1878 годов собор в Пицунде был разграблен. XX век также принес разрушения.
В центре Пицунды на территории Государственного историко-архитектурного заповедника «Великий Питиунт» находится уникальных храм — Патриарший собор в честь Апостола Андрея Первозванного, построенный в начале X века. Храм является главным объектом монастырского комплекса, и на протяжении десяти веков он был и остается национальной гордостью, материальной и духовной культурой народов Абхазии.<br/> Храм имеет вид удлиненного прямоугольника с выступающими полукруглыми апсидами. Высота собора вместе с куполом 29 метров, длина 39 метров, ширина 25 метров, а толщина стен до 1,5 метров.<br/> Пицундский храм построен из кирпича и камня, выложенных в определенном порядке. Стены построены исключительно из камня, затем кладка становится смешанной: каменные ряды чередуются с прослойками из кирпича. И чем выше, тем ряды из камня становятся тоньше, а кирпичная кладка толще. Верхняя часть стен, барабан, купол, внутренние опоры выложены целиком из кирпича. С внешней стороны между окнами из толстого кирпича выложены кресты. Стены храма внутри покрыты штукатуркой, которую в древние времена украшали фрески. Сегодня многое не сохранилось.<br/> Внутри Пицундского храма находится усыпальница, в которой расположены две гробницы, устроенные апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту. Об этом свидетельствуют фрески с изображениями апостолов внутри усыпальницы.<br/> Особую ценность представляет фресковая живопись Пицундского собора. К сожалению, сохранилась лишь небольшая часть росписи. В XIX веке храму был нанесен непоправимый урон неграмотными реставрациями. Так, в 1845 году в результате реставрации памятника по итальянскому образцу, как решил архитектор Норов, были выбелены ценнейшие фрески. Во времена русско-турецкой войны 1877-1878 годов собор в Пицунде был разграблен. XX век также принес разрушения.