Илорский храм это очень красивая, однозальная церковь, алтарь в которой расположен небольшим полукругом, помещение перекрыто каменным арочным сводом, который опирается на массивные пилястры, выступающие из стен. В церковь ведут три входа, с северной, южной и западной сторон. Ко входам в разное время были пристроены приделы. Освещается храм при помощи пяти небольших окон. На стенах снаружи в нескольких местах вмонтированы выделяющиеся рельефные плиты с крестами. Возле храма находится источник с целительной водой.

Храм Святого Георгия Победоносца окружен оградой с воротами, выложенной из булыжника. Возле церкви, по свидетельствам источников, в средние века устраивали многолюдные ярмарки. Илорский храм издавна был популярен далеко за пределами страны и сюда стекались паломники со всех окрестностей. В церкви находилась чудотворная икона Святого Георгия, которая считалась целебной, а любое желание, произнесенное в церкви, непременно сбывалось.
Убранство церкви некогда было очень богатым, слава о золотых и серебряных литургических сосудах и чашах, хранящихся здесь, распространилась по всему Кавказу. В настоящее время в храме Святого Георгия Победоносца хранятся Мироточащие иконы и лишь небольшая часть былых сокровищ.

В 17 веке, во время турецкого ига, Илорский храм, вместе со многими другими, сильно пострадал, был частично разрушен и сожжен. Однако ценные старинные надписи, рисунки и рельефы были сохранены в нетронутом виде. Во внутреннем дворе церкви в это время была сооружена приходская школа.
Одна из легенд рассказывает как один местный князь в лесу во время охоты ранил оленя. Убегая, животное скрылось в густых зарослях. Охотник преследовал его, и следы крови привели его к развалинам древнего святилища. Князь увидел раненого оленя, положившего голову на каменный престол с высеченным посередине крестом, и понял, что животное находится под покровительством самого Святого Георгия. Князь пощадил оленя и приказал воздвигнуть на этом месте храм в честь Святого Георгия Победоносца.

До сих пор Илорский храм наполнен сильнейшей энергетикой и является одним из самых популярных в округе мест. Здесь все еще проводятся службы, а в день святого Георгия Победоносца сюда съезжается множество паломников.

Expand

Как песня, созданная из камня искусными мастерами, парит над поросшими изумрудной травой склонами Кавказского хребта Бедийский собор. Трудно сказать, чем так притягивает взгляд эта, казалось бы, простая постройка. Здесь нет тонкой резьбы или ярких фресок. Архитектура его безыскусна, но бесконечно притягательна. То ли дело в окружающих пейзажах, словно сошедших со страниц Библейских преданий, то ли в осознании того факта, что стенам храма вот уже более тысячи лет. Как бы то ни было, Бедийский собор — достопримечательность даже по абхазским меркам уникальная, тут, поверьте, что ни камень — то многовековая руина.
Этот средневековый православный храм появился в Абхазии в 10 столетии и поныне считается одним из наиболее значимых примеров грузинской архитектуры. Если быть точным, то появился собор в 999 г., а своему созданию он обязан могущественному по тем временам абхазскому царю Баграту III. Здесь же с 1014 г. и поныне находится его усыпальница. Освященный в честь Влахернской иконы Божьей Матери, храм неоднократно реконструировался, разрушался, ветшал и вновь возвращался к жизни.

Expand

Моквский храм
В селе МокваОчамчирского района располагается знаменитый Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный в третьей четверти Х века Абхазским царем Леоном III (955-957 гг).

Моквский собор является единственным пятинефным крестово-купольным храмом, завершающим развитие церковного зодчества раннесредневековой Абхазии, начало которому было положено еще в VII — X веках в Пицунде. По сохранившимся отрывочным сведениям, собор изнутри был богато украшен. Стены его покрывала редкая по искусству фресковая живопись. Посетивший Мокву в 1659 году Патриарх Досифей обнаружил здесь надпись, согласно которой храм был «расписан при Императоре Алексее Комнине при великом Абхазском царе Давиде» то есть в конце XI — начале XII века.

Моквский собор пользовался широкой известностью и часто посещался приезжими. В 1640 году здесь побывали русские послы и священник Павел Захариев, направлявшиеся к менгрельскому владетелю Левану II Дадиани. В своем отчете они записали: «… февраля на девятый день были мы в монастыре Моквском с Епископами Андреем и Максимом; показывали нам, Федоту да попу Павлу мученика Стефана Архидиакона: руки обе целые и ножные кости и крест того дерева, на котором Христос был распят».

В конце XVII столетия Моквский собор был покинут.

Известный кавказовед академик М.Броссе, посетивший Моквский собор в 1848г, писал: «Обширные размеры корпуса церкви, опутанного сетью ползучих растений, его кровля, превращенная в воздушный сад, его прекрасный купол, удлиняемый высокими стволами деревьев – все это приводит зрителя в удивление. Однако, к сожалению, осколки цветного стекла, остатки карнизов с замечательной резьбой, обрушившиеся паперти приводат посетителя в уныние».

В 50 годах XIX столетия храм был отремонтирован, пол вымощен заново известняковыми плитами, с запада возведен придел, а на куполе сооружена маленькая ротонда. В этот же период собор был превращен в усыпальницу. Здесь похоронены последний владетельный князь Абхазии Михаил Шервашидзе, его сын Георгий, поэт и общественный деятель, абхазские военноначальники и д.р.

В 1920 году из Моквского собора было похищено и вывезено за границу ценное Евангелие, принадлежавшее Моквской архиепископской кафедре. Оно было написано на 328 листах и украшено миниатюрами и орнаментом, выполненными Моквским иноком Ефремом при Моквском Архиепископе Данииле в 1300 году. В 80-х годах XX века

Моквское Евангелие было возвращено в СССР и в настоящее время хранится в рукописном отделе музея Искусств Грузии в г. Тбилиси.

В 2002 году Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы открылся вновь. Шестого и седьмого октября, при официальном открытии, было отслужено Всенощное бдение и Божественная литургия.

Expand

Драндский собор, расположенный в 23 км от Сухуми, входит в число первых христианских сооружений, возведенных на территории Абхазии. Точная дата постройки храмового комплекса неизвестна, однако особенности архитектурного облика позволяют предположить, что он был построен во времена правления византийского императора Юстиниана Великого (приблизительно 6-7 века н. э.). В 1880—1928 гг. в соборе располагался мужской монастырь с более чем 300 обитателями. С приходом советской власти на базе храма был организован колхоз, а жилой корпус с кельями иноков преобразован в общежитие. Отдельно стоящее здание церкви, совмещенное с больницей, было переоборудовано в тюрьму — в ней и сейчас отбывают срок заключенные со всех уголков Абхазии. Этот факт вызывает неизменное удивление у туристов и паломников — большинству из них неизвестно, что это единственная тюрьма на территории страны.
Хотя многие жалуются, что подобному заведению не место рядом с действующим храмом, перемещать тюрьму никто не планирует, поэтому экскурсоводы рекомендуют просто не обращать на нее внимания и сосредоточиться непосредственно на соборе.
А посмотреть действительно есть на что. Несмотря на то, что здание не раз подвергалось разрушению, ему удалось сохранить большинство оригинальных элементов в первозданном виде. В 2011 г. правительство Абхазии передало храм в бессрочное пользование православной церкви, и сейчас на территории комплекса полным ходом идут восстановительные работы.

Expand

Храм Илии Пророка в Агудзерах

У въезда в поселок Агудзера располагается храм св. Илии Пророка, привлекающий внимание своей необычной архитектурой. Храм был построен известным меценатом, лесопромышленником Николаем Смецким. На рубеже столетий костромской помещик Николай Николаевич Смецкой приобрел в Сухуме в районе Гулрыпша и Агудзеры несколько участков земли, где устроил дендрарий с редкими субтропическими растениями, санатории для легочных больных. В 1908 году Смецкой на собственные средства построил церковь в своеобразном стиле.
Церковь, освященная во имя Георгия Победоносца, недолго оставалась храмом. В годы советской власти в храме располагались библиотека, курсы, складские помещения. Возрождение храма началось после грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. Храм освятили во имя Илии Пророка, и более 10 лет назад в храме состоялась первая служба. Сейчас ведется активная работа по реконструкции храма, восстановлению церковного хозяйства и возвращению утраченных земель. Силами прихожан из всех районов Абхазии к храму пристроена трапезная и баптистерия (крестильная), ведется восстановление нижней части храма, где велись службы более ста лет назад.
Храм обладает иконами, написанными абхазскими художниками. Примечательно, что в храме Илии Пророка богослужения ведутся на древнеславянском и абхазском языках, а византийские песнопения – на трех языках – древнеславянском, греческом и абхазском.

Expand

К северу в 12 км от Сухума, в районе поселка Каманы, на левом берегу Западной Гумисты, на небольшой возвышенности расположен средневековый храм святого Иоанна Златоуста, при котором и был создан монастырь.

Женский Василиско-Златоустовский монастырь

Женский Василиско-Златоустовский монастырь в Каманах был учрежден в 1898 году при возобновленном древнем храме во имя святого Василиска Команского. Число насельниц в нем достигало 300 человек, что позволяло обители вести крупную хозяйственную и просветительскую деятельность.
В 1924 году монастырский храм был разрушен, а в других монастырских постройках расположился дом престарелых.

Мужской Иоанно-Златоустовский монастырь

В 2001 году монастырь был возрожден как мужской.
Рядом с монастырем расположен источник святого мученика Василиска, от которого начинается крутая тропинка, ведущая вверх к деревянному храму мученика Василиска.
При монастыре находится школа для абхазских девочек-сирот и больница.

Архитектура

Храм Иоанна Златоуста

Построен в 1991 году на руинах древнего храма XI века, который представлял собой однозальное каменное сооружение без выступающей наружу апсиды, с внутренним алтарным полукружием. Свод, покоившийся на двух арках, опирался на выступающие из стен пилястры. Помещение освещалось с помощью двух узких окон, расположенных в алтаре и в западной стене. В конце XIX века к храму с севера и с юга были возведены два придела, а с запада — трехэтажная колокольня, перекрытая высоким шатром. Поляна вокруг храма была окружена каменной стеной, как и в настоящее время.

Храм Василиска Команского

Небольшой деревянный храм был возведен на средства от частных пожертвований на месте более древнего храма, построенного на месте захоронения святого мученика.

Святыни

вырезанная из дерева честная глава Иоанна Крестителя
пещера, где по местной легенде произошло третье по счету обретение главы Иоанна Предтечи, расположенная в нескольких километрах от храма Иоанна Златоуста
каменная гробница Иоанна Златоуста, в которой по местной легенде его нетленные мощи покоились в течение 30-ти лет до перенесения в Константинополь

После окончания реставрационных работ в 1990 году в монастырь был возвращен массивный каменный саркофаг раннехристианской эпохи, который с этого времени стал почитаться как гробница свт. Иоанна Златоуста. Этот саркофаг был найден в кон. XIX в. при строительстве колокольни, он содержал захоронение. В 1905 г. хранившиеся в нем останки были извлечены и перезахоронены вблизи храма, а сам саркофаг помещен в храме. В 1967 г. его перенесли в кафедральный собор в Сухуме из-за обветшания «Команского храма». По словам свящ. Александра Кременецкого, в 1906 г. саркофаг еще не выдавался за гробницу свт. Иоанна Златоуста, но рассматривался как гроб «какой-либо сановитой особы, может быть, епископа» [1]. Соответственно, отождествление его с гробницей святителя возникло позже [2]. Представляется маловероятным, чтобы саркофаг, содержавший некогда мощи и служивший предметом поклонения, впоследствии мог быть использован для нового захоронения, в то время как и символический саркофаг в Пицунде (выдаваемый также за подлинный), и мраморный саркофаг в Бизери оставались пустыми [3].

Expand

Сухумский кафедральный собор
Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы был построен в 1915 году на средства греческой общины г. Сухума и до 40-х годов ХХ века являлся Греческим храмом.

Кафедральным собором Сухумо-Абхазской Епархии он стал после второй мировой войны. По своей архитектуре собор относится к крестово-купольным, трехнефным храмам, имеющим купол византийского типа. В 80-х годах ХХ века при Митрополите Давиде были проведены ремонтно-строительные работы и у храма появилось несколько боковых пристроек. В связи с чем приходской храм превратился в собор.

В настоящее время он является главным собором Сухумо-Абхазской епархии. В этом храме рукополагались все клирики Абхазии, и он являлся местопребыванием абхазских митрополитов. Служба в нем ведется на четырех языках: абхазском, церковнославянском и греческом.

В храме есть придел Николая Чудотворца, до наших дней сохранилась икона Пантелеймона Целителя с его мощами. Здесь же находилась гробница Иоанна Златоуста, а в 1990 году она была перенесена в место его кончины село Каманы, в одноименный храм, гробница является святыней христианского мира.

В храме выставлены иконы с изображениями православных святых — Николая Чудотворца, Симона Кананита, Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста, святого Василиска а также копия Иверской Божьей Матери.

Expand

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Новом Афоне (1876 г.)

Весной 1876 г. монахи, прибывшие в Абхазию со Святой Горы Афон (Греция), заложили на месте будущего Нового Афона свой первый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Строительство было завершено 1 октября 1876 г.

17 октября 1876 г. состоялось освящение храма. 27 апреля 1877 г. в ходе русско-турецкой войны храм был сожжен. В октябре 1878 г. начались восстановительные работы. 3 февраля 1879 г. состоялось повторное освящение храма Покрова Богородицы.

В советское время храм был закрыт, а здание переделано в кинотеатр. Вся церковная утварь и колокольня храма были полностью уничтожены. В 1994 г. в храме стали совершаться регулярно богослужения в день праздника Покрова Богородицы (14 октября).

С 2002 по 2006 гг. храм Покрова Богородицы функционировал в качестве приходского храма для жителей г. Новый Афон. В этот период в нем проходили постоянные богослужения, совершались таинства крещения и венчания. Служащим священником был иеромонах Дорофей (Дбар). С 2003 по 2006 гг. при храме Покрова Богородицы функционировала Регентская школа Абхазской Епархии. После пожара 2006 года в здании городской библиотеки Нового Афона часть здания храма Покрова Богородицы была выделена для размещения городской библиотеки, которая функционирует там по сей день.

Осенью 2014 г. на пожертвования жителей Нового Афона и при участии монастыря св. апостола Симона Кананита была произведена замена кровли с целью консервации здания. В настоящее время здание храма Покрова Богородицы нуждается в серьезной реставрации.

Expand

Деревянная церковь Воскресения Христова в селе Ачандара (Гудаутский район Абхазии) была построена в 1869 г. и входила в состав Абхазской (с 1885 г. Сухумской) Епархии Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви.

В Архиве Министерства Юстиции Республики Абхазия сохранились метрические книги Ачандарского прихода (церковной общины) за 1890-1916 гг. Согласно данным этих книг, в 1892-1916 гг. таинства крещения, венчания и погребения в Ачандарской церкви совершали: священник Ачандарского прихода Димитрий Хочолава (с 1892 по 1899 гг.), миссионер Сухумской Епархии священник Тарасий Иваницкий (в 1898-1902 гг.), священник Дурипшского прихода (в 1900 г.), священник Ачандарского прихода Симон Нодия (с 1901 по 1905 гг.), священник Лыхненского прихода Иосиф Лакербай (в 1903 г.) и священник Ачандарского прихода ПантелеимонСамаа (с 1908 по 1916 гг.). Помогали им псаломщики Ачандарского прихода: Феодор Сахокия (с 1892 по 1897 гг.), Варфоломей Надарейшвили (с 1898 по 1900 гг.), Иван Шарашидзе (в 1900-1901 гг.; до этого И. Шарашидзе был псаломщиком Мгудзырхвской церкви), Арсений Качарава (в 1902 г.), Георгий Нодия (в 1905 г.), Андрей Ария (с 1908 по 1916 гг.). Метрические книги Ачандарского прихода за 1893-1898 гг. заверены благочинным Первого Сухумского Благочиния священником Димитрием Маргания. Метрические книги за 1909-1914 гг. заверены благочинным священником Иосифом Лакербай.
Все вышеназванные священники и псаломщики Ачандарской церкви за исключением ПантелеимонаСамаа были выходцами из Грузии, их сюда, в исключительно абхазскую деревню, направляла, судя по всему, Грузино-Имеретинская Синодальная Контора, в ведении которой находилось и делопроизводство Сухумской Епархии.
Таким образом, служащим священником Ачандарской церкви с 1892 по 1899 гг. был священник Димитрий Хочолава. В 1900 г. богослужение и таинства в ней временно совершал священник Дурипшинского прихода. В 1901 г. священником Ачандарской церкви стал Симон Нодия, который служил в ней по 1905 г. В течение 1906-1907 гг. Ачандарская церковь была без священника и в ней не было совершено ни одного таинства (об этом свидетельствуют записи в метрических книгах Ачандарского прихода за 1906-1907 гг.). В 1908 г. священником Ачандарского прихода стал ПантелеимонСамаа, абхазец, уроженец с. Ачандара, который и служил в этой церкви до ее закрытия в Советское время.

В 1905 г. Ачандарскую церковь посетил Епископ Сухумский Серафим (Чичагов), который занимал Сухумскую кафедру в 1905-1906 гг. Епископ Серафим, впоследствии митрополит Ленинградский, в 1997 г. решением Архиерейского Собора РПЦ был причислен к лику священномучеников. Его память празднуется 28 ноября по старому стилю (11 декабря по новому стилю).
Епископ Серафим обнаружил Ачандарскую церковь в запущенном состоянии. Снаружи она имела вид дощатого деревянного сарая и была поставлена на высоких деревянных столбах. Лестница, по которой следовало подняться в церковь, сгнила и валялась в стороне от входа. В церкви было темно, поскольку почти отсутствовали окна, а проникавший сквозь щели стен свет слишком мало освящал храм. Вместо иконостаса стояла деревянная, дощатая, грубой плотнической работы перегородка, посреди которой на двух грубо обтесанных столбах были навешены не окрашенные двухстворчатые двери. На них, служившими царскими вратами, никаких икон не имелось. На иконостасе были наклеены вместо икон картины с изображениями Спасителя, Богоматери и Георгия Победоносца на коне. Перед этими иконами стояли, вместо подсвечников, два толстых деревянных обрубка с дырочками в них для поставки свечей. В алтаре из одного угла в другой была протянута веревка и на ней висело священническое облачение. Престол и жертвенник не были покрыты. Индития (верхнее облачение престола) была полуистлевшей. На жертвеннике стояли церковные сосуды, которые также не были покрыты ничем.
Во время правления Сухумской Епархией епископа Кириона(Садзаглишвили), т.е. 1906-1907 гг., известного грузинского националиста, в Ачандарскую церковь был назначен священник Рурца (или Руруа), мегрелец, совершенно не владевший абхазским языком. Отсутствие в метрических книгах Ачандарского прихода за 1906-1907 гг. записей о совершении таинств должно означать игнорирование местным населением священника Руруа.

С 1908 г. в Ачандарской церкви стал служить священник ПантелеимонСамаа (или Самава). 11 мая 1912 г. он принимал участие в собрании духовенства Первого Сухумского округа Сухумской Епархии, проходившем в Гудауте в здании Гудаутской второклассной школы. Собрание возглавил епископ Сухумский Андрей (1911-1913). На этом собрании говорилось и о настоятельной необходимости строительства по возможности новых церквей и восстановлении разрушенных храмов в селах Ачандара, Отхара, Джирхва и др. Говорилось и о необходимости скорейшего образования строительных комитетов во всех приходах, где требовалась постройка храма. На Собрании епископ Андрей попросил священника И. Бондаренко и священника ПантелеимонаСамаа позаботится и оказать возможное содействие в строительстве часовни в селе Аацы, используя для этого оставшийся лес от Ачандарского храма.
Таким образом, обновление деревянной церкви Воскресения Христова в с. Ачандара произошло в 1912 г. при священнике П. Самаа.

По словам уроженца с. Ачандара Тимура Ахба, после установления советской власти в Абхазии, Ачандарская церковь была переделана под здание конторы, и впоследствии была разрушена полностью. Колокол церкви стал использоваться для нужд Ачандарской школы, и во время Второй мировой войны был отдан для расплава. К священнику ПантелеимонуСамаа, который уже не выполнял своих обязанностей, часто обращались жители села за помощью в составлении различных письменных документов.
После трагической гибели в 1982 г. внука священника П. Самаа, Вовы Самаа, его вдова Людмила Псардия передала все иконы, церковную утварь и книги, которые оставались от священника П. Самаа, в церковь Покрова Богородицы в городе Гудаута, лично в руки священнику Леонтию Жвания. Некоторые церковные и личные вещи священника П. Самаа (напрестольное Евангелие, фотографии и др.) в 1995 г. были переданы иерею Виссариону Аплиаа.

Expand