Photos of Lithuania - YevgenyNataly Smirnovs

В 1337 году трокский князь Кейстут получил от своего отца Гедимина замок в Старых Троках. В 1375 г. он переселился на 3 км к озеру в Новые Троки — современный Тракай. Выступающий в озеро полуостров предоставлял более удобную для защиты позицию. Именно тут и была заложена Кейстутом новая резиденция. Почти одновременно началось строительство и островного замка, однако его остановила смерть Кейстута и междоусобная война его сына Витовта с Ягайлой.<br/>
<br/>
По окончании междоусобиц Витовт возобновил строительство, которое продолжалось до 1409 года. После Грюнвальдской битвы 15 июля 1410 года замок утратил своё военное значение, так как основной противник Великого княжества Литовского — Тевтонский орден — был разгромлен. При Витовте замок переживал период своего расцвета. Роскошные приемы и пиры устраивались в честь иностранных послов и высоких гостей со всей Европы. Здесь Витовт и умер 27 октября 1430 года.<br/>
<br/>
К концу XVI века Троки постепенно отступают на задний план в политической жизни страны. Удаленность от главных торговых путей привела город к экономическому упадку. Вскоре Троки становятся местом ссылки неугодной знати; замок используется как тюрьма. Во время вторжения русской армий в 1655 году замок превратился в развалины.
В 1337 году трокский князь Кейстут получил от своего отца Гедимина замок в Старых Троках. В 1375 г. он переселился на 3 км к озеру в Новые Троки — современный Тракай. Выступающий в озеро полуостров предоставлял более удобную для защиты позицию. Именно тут и была заложена Кейстутом новая резиденция. Почти одновременно началось строительство и островного замка, однако его остановила смерть Кейстута и междоусобная война его сына Витовта с Ягайлой.<br/> <br/> По окончании междоусобиц Витовт возобновил строительство, которое продолжалось до 1409 года. После Грюнвальдской битвы 15 июля 1410 года замок утратил своё военное значение, так как основной противник Великого княжества Литовского — Тевтонский орден — был разгромлен. При Витовте замок переживал период своего расцвета. Роскошные приемы и пиры устраивались в честь иностранных послов и высоких гостей со всей Европы. Здесь Витовт и умер 27 октября 1430 года.<br/> <br/> К концу XVI века Троки постепенно отступают на задний план в политической жизни страны. Удаленность от главных торговых путей привела город к экономическому упадку. Вскоре Троки становятся местом ссылки неугодной знати; замок используется как тюрьма. Во время вторжения русской армий в 1655 году замок превратился в развалины.
В исторических источниках колокольня впервые упомянута в 1522 году, когда башне потребовался ремонт. При реконструкции были сужены окна и уничтожены бойницы, стены покрыты штукатуркой. В первой четверти XVI века итальянский архитектор Аннус (Annus) на оборонительной круглой башне выстроил два восьмиугольных яруса для колоколов. Верхний четвёртый ярус восьмистенной части колокольни был возведён в 1598 году[2] и позднее приспособлен для часов. У двух средних ярусов есть черты барокко, четвёртый ярус в стиле классицизма. Внешние стены первых трёх ярусов выложены из булыжника. Каждые 3—4 ряда каменной кладки чередуются узкой полосой кирпичной кладки в 1—2 кирпича. Верхний четвёртый ярус выстроен из кирпичей в готической кладке.<br/>
<br/>
В XVII—XIX века колокольня из-за повреждений в войнах и пожарах неоднократно перестраивалась. Восстановлением пострадавшей при пожаре в 1610 году колокольни руководил архитектор Вильгельм Поль. Во второй половине XVII веке на башне было повешено несколько колоколов, отлитых Яном Деламарсом, и установлены часы. В середине XVIII века мастер Густав Мёрк повесил на колокольне больше колоколов. Крыша колокольни была сформирована в 1893 году, но позже её форма менялась. Она покрыта жестью, венчающий её шпиль (8 м) — листовой медью. Верхушка шпиля оканчивается железным крестом (5 м) работы местных мастеров, в 1893 году закреплённым на позолоченном барабане.<br/>
<br/>
Башенные часы изготовлены в конце XVII века и установлены на башне в 1672 году. Предполагается, что часовой механизм был изготовлен в Германии; имя мастера неизвестно. Механизм реконструировался в 1803 году. Эта дата вырезана в кованой раме часов. Занимался реконструкцией часового механизма староста виленского цеха часовщиков Юзеф Бергман. В конце XIX века рухнула башня с часами вильнюсской Ратуши и часы колокольни собора стали главными часами в городе.<br/>
<br/>
Циферблаты из медного листа установлены на всех четырёх сторонах самого верхнего яруса. Циферблаты диаметром 2 м снабжены только часовой стрелкой. Обод циферблатов, римские цифры и стрелки покрыты позолотой. Тупой конец единственной стрелки украшен полумесяцем, остриё показывает часы.<br/>
<br/>
Колокол, отбивающий часы, отлит в 1673 году литейных дел мастером Яном Деламарсом. Его высота — 58 см, диаметр — 107 см. Колокол опоясан латинской надписью, украшен рельефными фигурами Пресвятой Девы Марии, покровителей собора святого Казимира и святого Станислава. Меньший колокол, отбивающий четверти, отлит в 1758 году. Фундаторами колокола были епископ виленский Николай Стефан Пац и Анджей Казимир Оссовский. Четверти часов отсчитывает колокол меньшего размера, отлитый в 1754 году литейщиком Густавом Мёрком. Молоточки бьют по нему каждые 15 минут: один удар — первая четверть часа, два удара отбивают полчаса, три удара – 45 минут. Новый час отмечают четыре удара колокола меньшего размера; после короткой паузы молоток большого колокола наносит удары по числу часов.<br/>
<br/>
Колокольня ремонтировалась в 1965 году. В 1967 году на колокольне были установлены 17 колоколов разной величины, на которых вызванивали мелодии во время празднеств и полуденный сигнал литовского радио.<br/>
<br/>
В колокольне размещался диспетчерский пункт Вильнюсского бюро путешествий и экскурсий.
В исторических источниках колокольня впервые упомянута в 1522 году, когда башне потребовался ремонт. При реконструкции были сужены окна и уничтожены бойницы, стены покрыты штукатуркой. В первой четверти XVI века итальянский архитектор Аннус (Annus) на оборонительной круглой башне выстроил два восьмиугольных яруса для колоколов. Верхний четвёртый ярус восьмистенной части колокольни был возведён в 1598 году[2] и позднее приспособлен для часов. У двух средних ярусов есть черты барокко, четвёртый ярус в стиле классицизма. Внешние стены первых трёх ярусов выложены из булыжника. Каждые 3—4 ряда каменной кладки чередуются узкой полосой кирпичной кладки в 1—2 кирпича. Верхний четвёртый ярус выстроен из кирпичей в готической кладке.<br/> <br/> В XVII—XIX века колокольня из-за повреждений в войнах и пожарах неоднократно перестраивалась. Восстановлением пострадавшей при пожаре в 1610 году колокольни руководил архитектор Вильгельм Поль. Во второй половине XVII веке на башне было повешено несколько колоколов, отлитых Яном Деламарсом, и установлены часы. В середине XVIII века мастер Густав Мёрк повесил на колокольне больше колоколов. Крыша колокольни была сформирована в 1893 году, но позже её форма менялась. Она покрыта жестью, венчающий её шпиль (8 м) — листовой медью. Верхушка шпиля оканчивается железным крестом (5 м) работы местных мастеров, в 1893 году закреплённым на позолоченном барабане.<br/> <br/> Башенные часы изготовлены в конце XVII века и установлены на башне в 1672 году. Предполагается, что часовой механизм был изготовлен в Германии; имя мастера неизвестно. Механизм реконструировался в 1803 году. Эта дата вырезана в кованой раме часов. Занимался реконструкцией часового механизма староста виленского цеха часовщиков Юзеф Бергман. В конце XIX века рухнула башня с часами вильнюсской Ратуши и часы колокольни собора стали главными часами в городе.<br/> <br/> Циферблаты из медного листа установлены на всех четырёх сторонах самого верхнего яруса. Циферблаты диаметром 2 м снабжены только часовой стрелкой. Обод циферблатов, римские цифры и стрелки покрыты позолотой. Тупой конец единственной стрелки украшен полумесяцем, остриё показывает часы.<br/> <br/> Колокол, отбивающий часы, отлит в 1673 году литейных дел мастером Яном Деламарсом. Его высота — 58 см, диаметр — 107 см. Колокол опоясан латинской надписью, украшен рельефными фигурами Пресвятой Девы Марии, покровителей собора святого Казимира и святого Станислава. Меньший колокол, отбивающий четверти, отлит в 1758 году. Фундаторами колокола были епископ виленский Николай Стефан Пац и Анджей Казимир Оссовский. Четверти часов отсчитывает колокол меньшего размера, отлитый в 1754 году литейщиком Густавом Мёрком. Молоточки бьют по нему каждые 15 минут: один удар — первая четверть часа, два удара отбивают полчаса, три удара – 45 минут. Новый час отмечают четыре удара колокола меньшего размера; после короткой паузы молоток большого колокола наносит удары по числу часов.<br/> <br/> Колокольня ремонтировалась в 1965 году. В 1967 году на колокольне были установлены 17 колоколов разной величины, на которых вызванивали мелодии во время празднеств и полуденный сигнал литовского радио.<br/> <br/> В колокольне размещался диспетчерский пункт Вильнюсского бюро путешествий и экскурсий.
Острая браса или Ворота Зари – построены в готическом стиле в 1503—1522 годах, когда Вильнюс окружила городская стена с пятью, позднее девятью воротами. Позднее над аркой ворот достроен фасад с пятью амбразурами и аттиком в ренессансном стиле. Аттик декорирован Погоней – гербом Литвы, поддерживаемым двумя крылатыми львами-грифами, и рельефной головой Гермеса в крылатом шлеме.<br/>
<br/>
Ниже в нише располагалась икона Спасителя. В 1923 году в нише был помещён барельеф, изображающий Белого Орла – герб Польши – работы Болеслава Балзукевича.<br/>
<br/>
Со стороны города над воротами в 1671 году монахами кармелитами выстроена часовня, специально для иконы Матери Божией Остробрамской, первоначально деревянная. В 1715 году деревянная часовня сгорела, в 1754 году была выстроена каменная часовня в барочном стиле[4]. По проекту архитектора Пьетро де Росси в 1789 году к часовне была пристроена лестница в крытой галерее. При перестройке по проекту архитектора Кароля Подчашинского в 1828—1829 годах часовня и примыкающая к ней двухэтажная крытая галерея приобрели черты классицизма.<br/>
<br/>
Часовня реконструировалась в 1927—1932 и в 1993 году перед визитом в Литву Иоанна Павла II.<br/>
<br/>
Крытой галереей с лестницей часовня соединена с примыкающим к воротам костёлом Святой Терезы. Её украшает надпись на латинском „Mater misericordiae sub tuum praesidium confugimus“ («Мать милосердная к твоей защите прибегаем»). Латинским текстом заменён соответствующий польский по распоряжению генерал-губернатора М. Н. Муравьёва. При ремонте в 1927—1932 годах латинскую надпись сменила надпись на польском, несмотря на протесты литовцев[5]. В настоящее время надпись на латыни.<br/>
<br/>
По меньшей мере с середины XIX века установился обычай проходить Острой брамой с непокрытой головой в знак почитания Остробрамской Божией Матери; обычай требовал при движении со стороны города обнажать голову уже на углу костёла Святой Терезы. В 1861—1863 годах перед часовней проходили религиозно-патриотические манифестации.<br/>
<br/>
Стены часовни покрыты золотыми и серебряными вотивными дарами верующих — изображения главным образом сердец, а также рук, ног, автомобиля, офицерского погона и т. п. Первый обетный дар принесён в 1702 году.<br/>
<br/>
Чудотворный образ Матери Божией Остробрамской относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках. Почитается как католиками, так и православными. Считается одной из главных христианских святынь Вильнюса, Польши, Литвы, и Белоруссии. С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды.<br/>
<br/>
Считается покровительницей бездетных пар, дарующей надежду на зачатие и здоровые роды.<br/>
<br/>
Икона помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века. Написана темперой на 8 дубовых досках толщиной 2 см. Размер 200 х 165 см.
Острая браса или Ворота Зари – построены в готическом стиле в 1503—1522 годах, когда Вильнюс окружила городская стена с пятью, позднее девятью воротами. Позднее над аркой ворот достроен фасад с пятью амбразурами и аттиком в ренессансном стиле. Аттик декорирован Погоней – гербом Литвы, поддерживаемым двумя крылатыми львами-грифами, и рельефной головой Гермеса в крылатом шлеме.<br/> <br/> Ниже в нише располагалась икона Спасителя. В 1923 году в нише был помещён барельеф, изображающий Белого Орла – герб Польши – работы Болеслава Балзукевича.<br/> <br/> Со стороны города над воротами в 1671 году монахами кармелитами выстроена часовня, специально для иконы Матери Божией Остробрамской, первоначально деревянная. В 1715 году деревянная часовня сгорела, в 1754 году была выстроена каменная часовня в барочном стиле[4]. По проекту архитектора Пьетро де Росси в 1789 году к часовне была пристроена лестница в крытой галерее. При перестройке по проекту архитектора Кароля Подчашинского в 1828—1829 годах часовня и примыкающая к ней двухэтажная крытая галерея приобрели черты классицизма.<br/> <br/> Часовня реконструировалась в 1927—1932 и в 1993 году перед визитом в Литву Иоанна Павла II.<br/> <br/> Крытой галереей с лестницей часовня соединена с примыкающим к воротам костёлом Святой Терезы. Её украшает надпись на латинском „Mater misericordiae sub tuum praesidium confugimus“ («Мать милосердная к твоей защите прибегаем»). Латинским текстом заменён соответствующий польский по распоряжению генерал-губернатора М. Н. Муравьёва. При ремонте в 1927—1932 годах латинскую надпись сменила надпись на польском, несмотря на протесты литовцев[5]. В настоящее время надпись на латыни.<br/> <br/> По меньшей мере с середины XIX века установился обычай проходить Острой брамой с непокрытой головой в знак почитания Остробрамской Божией Матери; обычай требовал при движении со стороны города обнажать голову уже на углу костёла Святой Терезы. В 1861—1863 годах перед часовней проходили религиозно-патриотические манифестации.<br/> <br/> Стены часовни покрыты золотыми и серебряными вотивными дарами верующих — изображения главным образом сердец, а также рук, ног, автомобиля, офицерского погона и т. п. Первый обетный дар принесён в 1702 году.<br/> <br/> Чудотворный образ Матери Божией Остробрамской относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках. Почитается как католиками, так и православными. Считается одной из главных христианских святынь Вильнюса, Польши, Литвы, и Белоруссии. С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды.<br/> <br/> Считается покровительницей бездетных пар, дарующей надежду на зачатие и здоровые роды.<br/> <br/> Икона помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века. Написана темперой на 8 дубовых досках толщиной 2 см. Размер 200 х 165 см.
Башня Гедимина<br/>
<br/>
Башня имеет историческое, историко-культурное и, как пример кирпичной готики, архитектурное значение. В XX веке башня приобрела значение эмблемы и символа не только города, но и Литовского государства, её изображение замещало настоящий герб города и использовалось в разнообразных сувенирах.<br/>
<br/>
Смены завоевателей и режимов ознаменовывались сменой флага на башне. На башне Гедимина впервые литовский флаг был поднят 1 января 1919 года небольшой группой добровольцев литовской армии под командованием Казиса Шкирпы. Затем литовский триколор поднимался на башне 26 августа 1920 года, после того, как Вильнюс был передан литовским властям отступавшими советскими частями. После Второй мировой войны на башне развевался флаг Литовской ССР.<br/>
<br/>
7 октября 1988 года, по инициативе движения Саюдис, состоялась церемония водружения довоенного флага Литвы, в тот период трактуемого как неофициальный, но уже и не запрещённый национальный флаг (18 ноября 1988 года флаг был узаконен сессией Верховного Совета как государственный флаг Литовской ССР). В память о первом водружении флага на башне установлен памятный день — день Флага Литвы. В этот день, 1 января, ежегодно проходит торжественная церемония смены флага на башне.
Башня Гедимина<br/> <br/> Башня имеет историческое, историко-культурное и, как пример кирпичной готики, архитектурное значение. В XX веке башня приобрела значение эмблемы и символа не только города, но и Литовского государства, её изображение замещало настоящий герб города и использовалось в разнообразных сувенирах.<br/> <br/> Смены завоевателей и режимов ознаменовывались сменой флага на башне. На башне Гедимина впервые литовский флаг был поднят 1 января 1919 года небольшой группой добровольцев литовской армии под командованием Казиса Шкирпы. Затем литовский триколор поднимался на башне 26 августа 1920 года, после того, как Вильнюс был передан литовским властям отступавшими советскими частями. После Второй мировой войны на башне развевался флаг Литовской ССР.<br/> <br/> 7 октября 1988 года, по инициативе движения Саюдис, состоялась церемония водружения довоенного флага Литвы, в тот период трактуемого как неофициальный, но уже и не запрещённый национальный флаг (18 ноября 1988 года флаг был узаконен сессией Верховного Совета как государственный флаг Литовской ССР). В память о первом водружении флага на башне установлен памятный день — день Флага Литвы. В этот день, 1 января, ежегодно проходит торжественная церемония смены флага на башне.
Башня Гедимина<br/>
<br/>
Западная башня Верхнего замка, построенного в 1419-22 гг. при Витовте. Прежде её строительство ошибочно приписывалось его деду Гедимину.<br/>
<br/>
Расположена в западной части Замковой горы, находящейся в историческом центре города и возвышающейся на 48 м от подошвы (143 метра над уровнем моря). Башня в три этажа восьмиугольной формы (нижняя часть четырёхугольная), высотой 20 м, сложена из нетесаного бутового камня и красного кирпича. Над башней на флагштоке развевается государственный флаг. Со смотровой площадки наверху открывается вид на Старый город и долину Вилии.<br/>
<br/>
Подняться к башне по Замковой горе можно пешком, по проложенной в 1895—1896 годах спиралевидной дорожкой по склону горы, либо (платно) на фуникулёре. С башней на Замковой горе соседствуют развалины Верхнего замка — фундамент южной башни и фрагмент оборонительной стены.
Башня Гедимина<br/> <br/> Западная башня Верхнего замка, построенного в 1419-22 гг. при Витовте. Прежде её строительство ошибочно приписывалось его деду Гедимину.<br/> <br/> Расположена в западной части Замковой горы, находящейся в историческом центре города и возвышающейся на 48 м от подошвы (143 метра над уровнем моря). Башня в три этажа восьмиугольной формы (нижняя часть четырёхугольная), высотой 20 м, сложена из нетесаного бутового камня и красного кирпича. Над башней на флагштоке развевается государственный флаг. Со смотровой площадки наверху открывается вид на Старый город и долину Вилии.<br/> <br/> Подняться к башне по Замковой горе можно пешком, по проложенной в 1895—1896 годах спиралевидной дорожкой по склону горы, либо (платно) на фуникулёре. С башней на Замковой горе соседствуют развалины Верхнего замка — фундамент южной башни и фрагмент оборонительной стены.